Слагаемые успеха: обладать, желать, уметь, терпеть, кипеть

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Слагаемые успеха: обладать, желать, уметь, терпеть, кипеть

Сообщение автор Admin в Чт Дек 27, 2012 8:05 pm

Слагаемые успеха: обладать, желать, уметь, терпеть, кипеть



Почему выиграл тот, а не этот?

На такой наивный вопрос следует не менее "глубокий" ответ: "потому что лучше играл". С этим не поспоришь. Труднее понять, чем лучше. Послематчевый протокол содержит суммарные игровые показатели, но как часто они, кажется, противоречат итогу. Один сделал больше ошибок, другой имел меньше удачных розыгрышей… Но мы дружно согласимся, что победил тот, кто лучше играл. И это справедливо!

Что значит «лучше играть»?

Делать всё, что создаёт сопернику дополнительные трудности. Это касается как тактических схем, так и технических приёмов. Темп, направление ударов, вращения мяча, выходы к сетке… Весь арсенал как бы разворачивается к противнику неудобной стороной. А собственные коронные комбинации и удары приобретают больший элемент неожиданности: удивить – важный шаг к получению преимущества. Но на другой стороне корта озабочены тем же. И там тоже делается всё возможное, чтобы навязать "свою" игру. Кто успешнее справится с этой задачей, тот сыграет лучше.

Почему чемпион один?

Чтобы хорошо играть, надо обладать множеством разнообразных качеств, как специально теннисных, так и обычных, человеческих. Например, иметь твёрдую волю или терпение. Однако природа чрезвычайно экономна, слишком щедрой не бывает. Одарит быстротой – недодаст сообразительности ("всадник без головы"), наградит завидной "фактурой" – сэкономит на одержимости ("Феррари" с мотором "Запорожца"), подбросит дар предвидения – добавит щепотку лени ("Емеля на компьютере")… Множество игроков легко вписывается в один из подобных рядов. И только не более пяти процентов составляют исключение. Они полностью «заряжены» на высший успех. Что это, умышленное нарушение справедливости «при раздаче» или ошибка, которая неминуема в каждом серьёзном деле: подсыпали в подставленные ладошки из одного кулька, забыв распаковать другой? Во всяком случае, стартовая позиция и перспективы этого меньшинства предпочтительней. Но не более, ведь настоящего спортивного успеха добьются далеко не все из них. Почему? Его ещё надо страстно желать и приближать каторжным трудом, не притормаживая работу ленцой, бесшабашностью или излишней расчётливостью. Поэтому хороших игроков, твёрдых профессионалов, во все времена хватало. А чемпионами становились единицы.

Из чего "сделан" мастер?

Из благоприятной "теннисной" атмосферы в семье («амбиции родителей»), нацеленности тренеров ("амбиции тренера"), стремления самого игрока к высшему успеху ("притязания"), соответствия качеств спортсмена требованиям тенниса ("способности"), материальных и других внешних условий. Опыт показывает, что выпадение любого из этих элементов исключает или сильно затрудняет продвижение к главной цели. Но, чаще линию спортивной судьбы искажают ошибки методики подготовки. Чем талантливее теннисист, тем требуется большая доля индивидуального подхода. К сожалению, это правило соблюдается не всегда.
Талант – высшая мера способностей?

В лидеры мирового рейтинга никогда не попадают малоодарённые люди. Зато высокоодарённых можно обнаружить и за пределами первой сотни. Кого-то замучили травмы, не те приоритеты в тренировке, хромает режим… Обычное дело, такое бывает не только в спорте. Если не зацикливаться на рейтинге, у всех талантов можно обнаружить много общего. Главное – отсутствие "провала" хоть одной важной способности, что, несомненно, придерживало бы прогресс. Например, замедленной реакции или слабой концентрации. Второе – достаточно высокий общий уровень теннисных способностей. Третье – обязательное наличие нескольких необычайно развитых специальных качеств ("коньков"), например, "чувства мяча". Всё это необходимо для успеха, но недостаточно. Ещё требуется чрезвычайно сильное, а порой кажущееся маниакальным, стремление быть первым ("кипение").

Есть ли шанс у "середнячков"?

Большинство игроков имеет средний уровень необходимых способностей, черт характера или личных качеств. Часто встречается, например, отставание творческих начал, трудолюбия, быстроты, стойкости к неудачам… Не все эти характеристики равноценны для данного спортсмена. Поэтому удобно ранжировать их по группам: определяющие (первая группа), необходимые (вторая), достаточные (третья), полезные (четвёртая) и сопутствующие (пятая). Природа распорядилась так, что многие из них с трудом развиваются, да и мало кого одаривают. Если захотите найти теннисиста ростом в два метра, придётся искать чуть ли ни одного из сотни. Но двухметрового с отличной реакцией – уже из тысячи. Каждое новое достоинство прибавляет нолик в поле поиска. Вот почему в спорте истинных талантов так мало.

Однако определённых высот спортивной карьеры, бывает, достигают совсем не те, кто талантлив. Такое случается, когда этому способствуют благоприятные внешние условия и одержимость спортсмена. Надежда умирает только тогда, когда теннисные предпосылки настолько ограничены, что стоимость и тяготы игрового прогресса превосходят разумные пределы.

Способности различаются по уровню?

Известный писатель пошутил: "Талант - как деньги, есть – так есть, а нет – так нет". В этой шутке всё – правда. Действительно, генетический «потолок» ограничивает возможности человека в конкретном виде спорта, заранее относя его к одной из категорий: талант, высокий уровень способностей, способности выше среднего уровня, средний уровень способностей. Соотношение этих категорий достаточно устойчиво, приблизительно в пропорции 3 – 7 – 15 – 25. Ещё пятьдесят процентов, по-видимому, приходится на долю людей со способностями к теннису ниже среднего уровня.

Факт редкости таланта не должен вызывать пессимизма. Ведь каждый наверняка имеет на спортивном небосклоне свою "звезду". На пути к ней его ждут радости побед и удовлетворённая гордость. Только здесь он может получить свою долю счастья, которое всем приносит спорт. Даже те, кто самой природой, как говорится, "развёрнут от тенниса в другую сторону", всегда могут не только "баловаться ракеткой", но и серьёзно улучшать мастерство.
Как оценить способности?

Теннисные способности успешно развиваются или компенсируются другими. Одни – больше, другие – меньше. По-разному в различные возрастные периоды, по-иному у разных людей. Важно, что эффективно их улучшать можно! Для этого, в первую очередь, необходимо основательно изучить игрока, и не только отдельные стороны таланта, но и их взаимозависимость. Без этого не узнать, что требуется "подтянуть", что компенсировать, какие упражнения и педагогические хитрости использовать, чтобы он в большей мере соответствовал теннисным требованиям. Ведь все рекомендации здесь строго индивидуальны, общих рецептов нет.

Способности – это сложные структуры, включающие множество элементов из разных сфер: психической, морфологической, физиологических процессов. Потому-то подготовку принято подразделять на виды: физическая, техническая, тактическая, психологическая. Или ещё более узко… Все качества и свойства спортсмена находятся в трудных и запутанных отношениях друг с другом, которые во многом определяются наследственностью. Поэтому их нелепо изучать по частям, если требуется понять индивидуальность как единое целое. А чтобы «взвесить» всё вместе, недостаточно быть даже выдающимся экспертом, нужно иметь специальную методику. Очень важен и вопрос о том, что именно должны представлять собой средства анализа способностей. Достаточно быстро, например, выявилась слабость традиционного "экзаменационного" подхода, когда оценивается выполнение различных игровых элементов: знания и умения – это не способности. Да и успешность обучения теннисной премудрости, которая некоторыми тренерами ставится во главу угла, – далеко не единственный показатель таланта, она зависит и от иных факторов.

Игровые тесты – оптимальный способ?

Оказалось, что лучшая возможность выявить способности – использовать игры. Здесь цель – выиграть, а, играя на выигрыш, трудно лукавить. Именно в процессе игры наступает нужное раскрепощение, и тестируемый действительно демонстрирует весь свой потенциал. И настрой у него всегда позитивный, и не составляет труда максимально заинтересовать его. Несомненно, такие диагностические игры должны быть глубоко продуманны и подобраны особо. Чтобы в них проявлялись и оценивались глубинные человеческие задатки, призванные сформировать талант. Чтобы сыграть мог каждый, независимо от возраста и компьютерного опыта, чтобы случайные промахи можно было бы не фиксировать, чтобы результаты игры не были бы сиюминутными, а при повторении несильно отличались от предыдущих и т.д.
В состав "Теста Теннисного Таланта" входят десять игр-тестов, в которых дублируются и варьируются в разных сочетаниях проявления важнейших теннисных способностей. Это сделано для того, чтобы уменьшить случайности и повысить надёжность тестирования. Поэтому компьютеру приходится анализировать, оценивать и сопоставлять множество показателей. Как и подобает машине, он это делает быстро и безошибочно. Получив от клиента сообщение с зашифрованными результатами прохождения методики, специальная программа их автоматически обрабатывает и отсылает обратно клиенту "отчёт" – схемы, графики и тексты. В них – многосторонний анализ его индивидуальных особенностей, оценка потенциальных возможностей и, главное, стратегия совершенствования способностей. Однако без "человеческого фактора" не обходится. Но "профессорские" дополнения к "компьютерным" выводам и рекомендациям могут касаться только своеобразия развития нужных качеств, практических способов компенсации отдельных недостатков и, иногда, даже конкретных упражнений. Но никогда не корректируют оценки и стратегические советы компьютерной программы.



Проф. М.С. Бриль



Выпускник ГЦОЛИФК, доктор педагогических наук, профессор, член Учёного Совета Карлова Университета в Праге Михаил Семёнович Бриль - консультант ряда известных игроков и тренеров, признанный специалист по педагогической работе и психологической подготовке спортсменов. Он имеет большой опыт практической работы с теннисистами-профессионалами, является автором книг и статей о теннисе, в том числе, первого методического пособия по отбору талантливых теннисистов. Проф. М.С. Бриль возглавлял научно-методическую работу со сборной командой страны во время проведения первых исторических матчей СССР-США. Руководил командой теннисистов ГЦОЛИФК, выигравшей Универсиаду, в которой выступала один из современных лидеров спортивной науки А.П. Скородумова. Был научным руководителем Т.С. Ивановой, являющейся в настоящее время зав. кафедрой тенниса РГУФКСиТ, профессором и заслуженным тренером России. Профессор Михаил Семёнович Бриль - автор уникальной запатентованной методики анализа и развития теннисных качеств "Тест Теннисного Таланта". М.С. Бриль является руководителем теннисной академии BrilTennis в Чехии.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 15
Дата регистрации : 2012-12-25
Откуда : Москва - Прага

Посмотреть профиль http://www.BrilTennis.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения